В.А.Белошапкова. Современный русский ( выдержки ) ФОНЕТИКА Глава I КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ I. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА ЯЗЫКА Основные единицы языка — слова, морфемы (т. е. корни, приставки, суффиксы, окончания — значи- мые части слов), словосочетания, предложе- ния (простые и сложные). Эти единицы двусторонни: у них есть смысловая сторона (иначе говоря: они имеют значение) и материальная (они — ряд звуков). Такой двусторонностью обладают знаки. У знака есть: 1) обозначаемое — смысл, значение; 2) обозначающее — материальная данность, доступная органам чувств человека; 3) условная — не природная, не естественная — связь между обозначающим и обо- значаемым '. Все единицы языка, будучи знаками, имеют свою ма- териальную сторону — свое обозначающее. Этим обо- значающим являются звуки, их сочетания. Фонетика — наука, которая изучает звуковую сторону языка. Звуковые единицы языка—фраза, такт, слог, звук - связаны между собой количе- ственными отношениями: 1) фраза может состоять из нескольких тактов, а такт не может состоять из нескольких фраз; 2) такт может состоять из нескольких слогов, а слог не может состоять из нескольких тактов; 3) слог может состоять из нескольких звуков, а звук не может состоять из нескольких слогов. Еще важнее качественные различия между этими единицами: единство фразы создается интонацией, единство такта — ударением, единство слога — волной с о н о р н о с т и, единство звука — его отно- сительной акустической (и артикуляцион- ной) однородностью. 2. ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ФОНЕТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ Все фонетические единицы снизаны между собой и зависят друг от друга — они составляют систему. Фонетические единицы (как и все единицы, состав- ляющие систему) имеют одно важнейшее свойство. По- ложим, есть какие-то фонетические сущности А и Б (это могут быть звуки, или их признаки, или сочетания зву- ков, слоги и т. д.). Если появление А влечет за собой по- явление Б, то Б не является в данной системе особой единицей, это неотделимая часть единицы А. Б в этом случае образует с А целостность, единство: АН. Иными словами: если единица А появляется в тексте так, что всегда вместе с нею появляется Б (или всегда перед А, или всегда после Л, или одновременно с А, на- пример в том случае, если А — один признак звука, а Б — другой), то Б — только тень единицы Л. Б как са- мостоятельная сущность — не в счет. Следовательно, самостоятельность или несамостоя- тельность Б определяется другой сущностью — А, ее способностью сочетаться. Если наряду с А Б встречают- ся сочетания АИ. АГ и т. д., то Б — самостоятельная единица. Самостоятельность данной единицы опреде- ляется поведением других единиц — тем, в какие они входят сочетания. Это и есть выражения свойства, ука- занного выше: единицы в сильнейшей степени зависят друг от друга, их существование в языке как отдельных единиц обусловлено другими единицами. Характерно, что говорящие обычно не замечают, что в словах весть, честь- и под. они произносят мягкий со- гласный |с*1, хотя, конечно, замечают мягкость конеч- ного [т'1 независимую мягкость. В этом случае соз- нание говорящих не отмечает Б. т. с. то, что не является независимой, самостоятельной единицей в языке. Существенно то, что дано в языке: отношения Л с. Б (А влечет Б) \ сознание же говорящих — отражение (не всегда надежное, не всегда точное) этого факта. Дейст- вительно, большинство говорящих не слышат мягкости |с ) в сочетании [с'т'|, но некоторые, обладающие боль- шей наблюдательностью, ее, несомненно, замечают. Об этом говорят ошибки — написания «весьть». «чесьть».— которые встречаются в тетрадях учеников. Языкознание изучает не языковое сознание говорящих, а сам язык как объективную общественную данность. Когда описывают звуки в слове, например |кот|, не- обходимо указать глухость согласного |к] (вместо него может произноситься звонкий (г): |гот| год). Если мы забыли сказать, какой первый согласный — звонкий или глухой, то нельзя определить, какое слово имеется в ви- ду— (кот) или (гот). Звонкость (о] можно не указы- вать без всякого ущерба для описания, так как гласный характер звука гарантирует его звонкость: не может быть в русском языке (в составе какого-то слова) удар- ного гласного, не обладающего звонкостью. Глухость конечного (т| тоже не надо отмечать: его звонкая па- раллель, согласный (д) (как и все шумные звонкие со- гласные), невозможен на конце русского слова. Звон- кость (о) и глухость |т] можно не указывать при описании звуков слова, и при этом описание ничего су- щественного не теряет. Очевидно, указанные признаки никакой самостоятельной ценности не представляют, так как они — Б: следствие наличности других призна- ков. они определены этими признаками. Итак, в языке действует закон: если А с: />. то Б не является особой, отдельной единицей. Совокупности единиц, которым свойственны такие отношения, называются системами. Знаковые единицы всегда образуют систему, т. е. они подчиняются указанному закону '. Систему образуют и фонетические единицы, так как они — единицы языка. Этот закон имеет большое значение при определении многих сторон фонетической системы: на его основе вы- ясняется, каковы самостоятельные, системно значимые признаки каждого звука, каков звуковой состав языка (сколько в нем гласных, согласных самостоятельных фонетических единиц), какие они образуют сочетания, как чередуются. 3. УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОЮ АППАРАТА Звуки мы произносим при выдыхании. (Только в од- ном случае гласный может произноситься при вдыха- нии: в междометии А-а..., выражающем страх.) Воздух из легких идет в дыхательное горло. Он встречает на своем пути голосовые связки; если они сдвинуты и напряжены, то при движении воздушной струи начинают колебаться. Колебания воздушных свя- зок создают то н. Сдвинутость голосовых связок — пер- вое препятствие, которое встречает на своем пути воз- душная струя. Все звуки делятся на т о н ы и шумы. Тон — музы- кальный звук, шум — немузыкальный. Колеблясь, голо- совые связки образуют музыкальный звук — тон. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются и тон не возникает. В ротовой полости воздушная струя либо проходит свободно (при этом произносятся гласные: они состоят из чистого тона), либо встречает препятствия и с шумом преодолевает их (при этом произносятся согласные: они состоят из тона и шума или из чистого шума). Значит, в ротовой полости может быть второе препятствие для воздушной струи. Возможны такие случаи: 1.Тон, созданный голосовыми связками, в ротовой полости не осложняется шумами, так как воздушная струя через рот проходит свободно. Так произносятся гласные. 2. Тон осложняется шумом, так как воздушная струя в ротовой полости встречает препятствия. Однако тон преобладает над шумом: несмотря на препятствия, проток для воздушной струи остается достаточно ши- роким. Шум не настолько интенсивен, чтобы стать ос- новным компонентом звука. Так произносятся сонорные согласные |м). (м'|. М. ("'1. N. К). [р|. |р'|. Ш (йот, например, в начале слова яма). 3. Тон осложняется шумом; шум преобладает над тоном: препятствия на пути воздушной струи застав- ляют ее с интенсивным шумом преодолевать их. Так про- износится звонкие шумные согласные: (б), [б'|. (в), м. ы. иг м. м. (ж). [ж-|. |г|. и. 4. Голосовые связки раздвинуты, тон не образуется; звук создают одни шумы, которыми сопровождается протекание воздушной струи через ротовую полость. Так произносятся глухие шумные согласные: |п], [п'|, Ф1. [Ф'1 • [т|. 1т]. [с|. [с), [и]. (У1|. |ш'1. К). [К). [к'|. М. (х'1. Табл. I показывает эти различия : Таблица I Зоуки Препятствия в дыхательном горле в ротовой гол ост* Гласные + Сонорные согласные + + Шумные звонкие согласные + + Шумные глухие согласные + Препятствие в дыхательном горле — сдвинутые голосо- вые связки — преодолевается так: воздушная струя проходит сквозь их сдвиг, колебля голосовые связки. 1 (рспятствня в ротовой полости — это сближение губ друг с другом, нижней губы с зубами, языка с зубами или нёбом. (Таблица не показывает, чем отличаются сонорные согласные от шумных звонких согласных: меньшей интенсивностью шума, менее значительными препятствиями на пути воздушной струи.) Это классификации звуков по сонорности, т. е. по степени участия в звуке тона. 4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ Артикуляцией называется движение органов речи, нужное для произнесения определенного звука. Характеризуя артикуляции, можно классифицировать звуки, например гласные. Язык может в ротовой поло- сти подниматься и опускаться, сдвигаться вперед или назад; губы могут выдвигаться вперед, округляться или, наоборот, не выдвигаться, а растягиваться в стороны. Все это меняет форму и объем ротового резона- тора Тон — сочетание многих составляющих. Резонатор одной формы усиливает одни составляющие, резонатор другой формы - другие. В зависимости от того, какие составляющие звука усилены, он имеет ту или другую качественную окраску —тембр. Гласные могут произноситься так: язык сдвинут впе- ред— получаются (э|, |и|; сдвинут назад — получают- ся [о|. |у1; не сдвинут — произносится 1а|. Это — раз- личие гласных по ряду артикуляции. Если язык не приподнят, произносится (а|; несильно поднят — (о), [э|; сильно поднят (но все же дли воз- душной струи остается свободной проход) — |у|, |ы|, (и]. Это— различие гласных по подъему. Гласные [о|, (у) —лабиализованные: губы вытянуты вперед и округлены (см. табл. 2: огубленные гласные выделены жирным шрифтом), остальные — нелабиализованные (неогубленные). Изменения ротового резонатора меняют тембр звука, его качественную окраску. Таблица 2 Подъем Ряд переднии средний задний Верхний и ы У Средний э ъ о Нижний а В таблице даны только те гласные, которые встречаются в речи наиболее часто. В дальнейшем будут указаны и другие типы. Гласный |ъ| — среднего ряда, среднего подъема. Это очень открытый (ы) (но все же не до степени (а)). Он встречается во втором слоге до ударения: [гълава|, |зълатои|, |дъб'ижат'|, |сьдавот|, |нъп'исат'|,] (голова, золотой, добежать, садовод, написать, са- поги). Классификацию гласных можно представить в виде дихотомической схемы.. 5. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Для произнесения согласных нужно препятствие на пути воздушной струи в ротовой полости. Какие органы речи создают это препятствие? Ответы на этот вопрос составляют классификацию согласных по месту арти- куляции. Все органы речи делятся на активные и пас- сивные. Активные — движутся, пассивные — непо- движны. Активный орган — нижняя губа, пассивный — верх- няя губа. Иначе говоря, нижняя губа приближается к верхней; произносятся согласные (п). [п'|, (б|, [б'|. (м|, [и*]. Активный орган — нижняя губа, пассив- ный — верхние зубы; произносятся согласные |ф|, |ф'|, (в). [в'|. Это — губные согласные. Активный орган — передняя часть языка, пассив- ный—зубы; произносятся согласные (т), (т'|. [д|. [дг |с]. [с'1. [з1, |з'1, (ц|. |Н), [¦•]. И. 1*1. Это — зубные согласные. Активный орган — передняя часть языка, пассив- ный — альвеолы (выпуклости над зубами — самая пе- редняя часть нёба); произносятся согласные [ш|, [ш'1, [ж|, [ж'1, |ч'|, [р|. [р'|. Это —передненёбные согласные. Активный орган — средняя часть языка, пассив- ный — средняя часть нёба; произносится йот |Л (яма. ёж. ель. юг— первый звук в этих словах — т. е. Памъ], Пош]. Пэл'1. Оук)). Это — средненёбные согласные. Активный орган — задняя часть языка, пассив- ный — нёбо; произносятся согласные |к|, [к'|. |г], [г'1, (х). |х'|. Это — задненёбные согласные. Препятствие, которое встречает в ротовой полости воздушная струя, может быть разных типов. По тому, какого типа препятствие преодолевает воздушная струя в ротовой полости, согласные тоже можно классифици- ровать; это — классификация по способу артикуля- ции. Все согласные делятся на смычные и щелевые. Когда произносятся смычные согласные, проход через ротовую полость полностью закрыт для воздушной струи, и она тем или иным способом преодолевает эту плотину на своем пути. При произнесении щелевых ор- ганы речи сближаются, образуя теснину для прохода воздушной струи, но нет полного прекращения ее про- тока. Смычные согласные могут быть носовые и н е н о- с о в ы е. Артикуляция носовых состоит в том. что проход через ротовую полость закрыт, воздушная струя прохо- дит через нос. При этом нёбная занавеска (самая зад- няя часть нёба) опушена, открыт проход для воздуха через носовую полость. Произносятся [м], [м'], (и], [н'1. Все неносовые произносятся так, что нёбная зана- веска поднята и закрывает проход для воздуха через нос. Неносовые смычные согласные делятся на взрыв- ные и сложные. Когда органы речи (губа и губа, язык и зубы, язык и нёбо) сомкнуты и прохода для воз- духа нет. напор воздушной струи прорывает смычку — в этом и состоит артикуляция взрывных. Так произно- сятся (п|. [п], [б(. |б'|, [т]. [т'|. [д|. [д'1. |к], [к']. М. |г'1- Артикуляция носовых согласных включает один мо- мент: замыкание ротовой полости и одновременное раз- мыкание прохода в носовую полость (если носовой про- износится в середине слова; если же в начале — то раз- мыкания не происходит, поскольку обычно, при отсутст- вии речи, проход для воздуха через нос открыт). Арти- куляция взрывных включает два момента: смыкание и прорыв смычки. Есть согласные с еще более сложной артикуляцией она содержит три и больше моментов. Это — сложные согласные. Они могут быть либо слит- ными (аффрикатами), либо дрожащими. При произнесении дрожащих происходит вибрация, дрожание активного органа речи. Могут дрожать гу- бы — произносится звук, который буквами изображает- ся так: Тпру! (междометие чтобы остановить лошадь). Может вибрировать нёбная занавеска (картавое р). Может вибрировать — барабанить но верхним зубам — кончик языка; таковы русские (р| и [р'|. Их артикуля- ции включает несколько моментов: многократный под- ход и отход дрожащего органа от пассивного органа. Аффрикаты произносятся так: смычка на пути воз- душной струи раскрывается в щель, и сквозь нее с шу- мом протекает воздух. Налицо три момента артикуля- ции: смыкание органов речи, раскрытие (с шумом) смычки, протекание (с шумом) воздуха сквозь щель; произносятся [ц]. |ч'|. Так артикулируются смычные согласные. Щелевые согласные бывают двух типов: боковые и срединные. Если щель для протока воздуха остав- ляется между боком (правым или левым) языка и зу- бами— согласные боковые. Так произносятся [л| и (л']. Если же щель образуется (между нижней губой и зубами, между передней частью языка и зубами или нёбом, между- средней или задней частью языка и нё- бом) не сбоку, а посредине ротовой полости, то соглас- ные— срединные. Так произносятся [ф|. [ф'], (в), (в'), 1с]. [с-]. Согласные были классифицированы по месту и спо- собу артикуляции. Кроме того, они классифицируются и по глухости ~ звонкости, и по твердости ~ мягкости. Все это — особые разряды классификации по способу артикуляции. При произнесении мягких согласных передняя часть языка приподнимается («вспучивается») по направле- нию к передней части неба. При произнесении твердых приподнимается задняя часть языка по направлению к задней части нёба. Согласный [|] (йот) — не мягкий и не твердый: при его произнесении приподнимается средняя часть языка, и это не добавочная, а основная артикуляция для йота (он среднеязычный). Все ар- тикуляционные классификации согласных можно объе- динить. Та кт. Такт — группа слогов, объединенная одним ударением. Вот как делится текст на такты: Как-мальчик кудрявый, резва. Нарядна, как-бабочка летом; Значенья пустого слова В-устах-ее полны приветом. Кй-нравмться долго нельзя: Как цепь, ей несносна привычка. Она ускользнет, как-эмея, Порхнет и-умчится. как-птичкя. Таит молодое чело По-воле — и-радость и-горе. В-глазах — как-накебе светло. В-душе-ее темно, как-в-море' То нстнной дыши в-ней-все. То-все-в-ней притворно и-ложио! Понять невозможно ее, Зато не-любить невозможна (М.Ю. Лермонтов) Ритм стиха здесь позволяет более ясно и четко осоз- нать членение каждого стиха на такты. Это трехстопный амфибрахий: Значит, в каждом стихе три ударения и поэтому — три такта. Но и в обычной звучащей речи, нестихотворной, безударные слоги труп- пируютси вокруг ударного слога. Ударный слог выде- ляется своей силой и длительностью. Из безударных слогов самый сильный тот. который находится непосредственно перед ударным. Обозначим силу ударного слога индексом 3. силу первого предудар- ного индексом 2 (он слабее), силу остальных безудар- ных слогов индексом I (они еще слабее). Например: 112 3 111 III переговаривающимися. Последовательность индексов... I 1231... называют «формулой Потебни» (по имени ученого А. А. Потебни, открывшего закон распределе- нии ударности ~ безударности в такте). Формула По- тебни дает комплексную характеристику каждого слога. Приннмаетси во внимание напряженность ~ вялость артикулиции. ее длительность, устойчивость или не- устойчивость, вариативность. Были высказаны сомнения в справедливости форму- лы Потебни на том основании, что современная звуко- анализируюшая аппаратура не позволяет «отграни- чить» слоги, в данной формуле обозначенные индексом I, от слогов с индексом 2 (речь идет в первую очередь о положении после мягких согласных). Однако исследо- вание на самой хорошей аппаратуре не может уста- новить: между данными звуками отличия нет. Вывод должен быть другим: с помощью данных технических средств различие не обнаружено. Но оно может быть исследовано другими средствами, имеющими большие различительные способности. Фраза. Несколько тактов, объединенные интона- цией, называются фразой Интонация — изменение основного тона по вы- соте; оно может быть осложнено сопутствующими явле- ниями: увеличением силы ударения в отдельных тактах, убыстрением и замедлением темпа и т. д. Иногда к интонации относят также тембр всего вы- сказывания. Это не то, что тембр (качественная харак- теристика) звука. По голосу человека можно опреде- лить, говорит ли он сердито или ласково, радуется или печалится (при этом искренне или неискренне). Такая окраска высказывания — иногда состоящего из не- скольких фраз — нечто совершенно иное, чем интона- ция. Во-первых, границы, в которых выявляется тембр высказывания, не совпадают с границами фразы. Во- вторых, в этом тембре сплетены явления языковые (зна- новые) и неязыковые. Напомним, что знаковые единицы имеют сторону значения (обозначаемое), сторону мате- риальную (обозначающее, в нашем случае — звуки) и условную связь между ними — не естественно-природ- ную, а условную. Когда же говорят о тембре радости, тембре неискренности, окрашивающем высказывание, то отнести к знаковым явлениям эти факты нельзя. На этих основаниях тембр высказывания не будем считать явлением интонации. Во фразе три части: ирелцентровая. центр и пост- центровая. Обязательной частью всякой фразы являет- ся центр, две другие могут отсутствовать. Центр — это ударный слог в том такте, который выделяется по силе среди других тактов фразы. Вот текст, разбитый на фразы: Владимир очутился в поле\и напрасно хотел снова попасть на дорогу;\ло- шадь ступала наудачу \и поминутно то взъезжала на сугроб,]то проваливалась в яму;|сани поминутно опро- кидывались.] Владимир старался только]не потерять на- стоящего направления (П.). В тексте выделены такты, произношение которых усилено: они несут фразовое ударение. В русском языке фразовое ударение падает обычно на последний такт. Во фразе Владимир очутился в поле фразовое уда- рение падает на такт в поле. Ударный слог в по (фпо) — центр фразы. Вся часть до этого слога — Владимир очутился...— предцентровая, то, что после Этого сло- га,— постцентровая часть (здесь — слог -ле). Во фразе и поминутно то взъезжала на сугроб центр -гроб, постцентровой части нет. Если дана фраза Едем!, то отсутствует пред центровая часть. Наконец, возможна и фраза Да/ Здесь налицо только центр. В русском литературном языке существует семь ос- новных типов интонации. Остановимся на наиболее ча- стотных. Интонационная конструкция I. (Сокра- щенно— ИК-1, читается: и-ка-одйн.) 1 Предцентроваи часть произносится на среднем интонационном уровне. На центре — падение тона, это падение продолжается на постцентровой части: Я с ним уже разговаривал. Интонационная конструкция 3 (ИК-3). Предцентровая часть произносится на среднем интона- ционном уровне. В центре резкий подъем интонации и на этом же слоге начало понижения — оно продолжает- ся до конца фразы: Ты с ним разговаривал? Ты с ним разговаривал (а я еще нет). Проверить, что обе фразы произносятся с одной ин- тонацией, можно таким образом: записать на магнит- ную ленту оба предложении, затем у второго (Ты с ним разговаривал, а я еще нет) отрезать начальную часть — до запятой — и вместо нее подклеить вопросительное предложение. Потом прослушать. Обнаружится, что предложение (из двух склеенных фраз) звучит естест- венно; следовательно, вопросительное предложение ин- тонационно тождественно с частью предложения перед запятой. Одно успешно заменяет другое. Интонационная конструкция 4 (ИК-4). Предцентровая часть произносится на среднем уровне. На центре идет понижение интонации, и начинается по- вышение ее, которое продолжается на постцентровой части. Эта интонация чаще всего встречается в вопро- сительном предложении с частицей а: — И читал Пуш- кина...— А Лермонтова? Или: — Зачеты по языку я сдал.— А по истории? Фразовое ударение — средство разграничить фразы. Последний такт во фразе усиливается и своим усилением говорит о том, что он — замыкающий. Кроме фразового бывает еще логическое уда- рение. Функция у него другая — не показывать грани- цы фразы, а выделять наиболее важные слова: Ты с ним разговаривал (подразумевается: а не я); Ты с ним раз- говаривал (а не со мной); Ты с ним рсимоваривал (и только, а деловой помощи не оказал). Чацкий ...Вы здесь? я очень рад. Я ос о желал. София (при себя) И очень невпопад. Ч а ц к и й Конечно, не менЯ искали? София Я не искала вас. (А. С. Грибоеды) Поручик приказал выпороть старика, а солдаты выпоро- ли его; Поручик приказал выпорс/ть старика, а солдаты выпороли его Глава 2 ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ 10. ОТОЖДЕСТВЛЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ Сказано: большой дом. Что нужно, чтобы понять это высказывание, т. е. оценить его как языковое, как знако- вое? Для понимании этого высказывания надо знать слово дом и слово большой. Знать слово дом — значит уже встречать его в речи; надо понять, что в данном высказывании то же слово, которое встречалось раньше. Оно то же по значению и то же по звучанию. Если слово не отождествляется с уже известным словом, то оно вне понимания. Для данного члена языкового коллектива оно еще не стало словом. Например: Чухрюха — пфысь! Слова не с чем отождествить в предыдущем речевом опыте, нет оснований понять их языковую, знаковую сущность: они не встречались ранее в процессе речевого общения. (Кстати, это сочетание слов все-таки можно понять как обращение к кому-то и приказание ему; ср.: Грязнуха — брысь! Понятна интонация, так как с нею мы встречались раньше, мы ее отождествили с той, ка- кая свойственна предложениям: Грязнуха — брысь! Прохожий — стой! Ванюша — пой! Сам отрезок •уха может отождествляться с тем. который в словах гряз- нуха, воструха, старуха; это тоже позволит хотя бы предположительно попять сказанное слово.) Слово мы начинаем понимать, если слышали его в нескольких различных контекстах. При этом мы, сопо- ставляя контексты, должны данное слово рассматри- вать как одно и то же (в разных контекстах), т. е. отож- дествлять его разные появления. Иногда достаточно од- ного контекста, чтобы понять новое слово, например контекста толкового словаря. Тогда мы, встречая в дальнейшем это слово, отождествляем его с данным в словаре. Бывает и так: слово раньше не встречалось, но встречались его знакомые части (морфемы). Напри- мер, встретилось слово антистрскотатсль. Хотя оно, не- сомненно, ранее вам не попадалось, однако попадались морфемы анти-, стрекот , отель. Поэтому оно в извест- ной степени понятно. Итак, необходимо отождествлять значимые единицы (без этого язык не может функционировать). Отожде- ствляться они должны и по значению, и по звучанию. В поле зрения фонетики находится отождествление по звучанию. Если даны высказывания: У меня мерзнет нос; Нос у собаки очень чуток; Она припудрила нос.— то нетруд- но осуществить акт отождествления. Очевидно, что во всех высказываниях есть одно и то же слово нос. Но отождествление необходимо и в таких случаях: Это мой нос (нос); Надеть очки на нос |нан-ьс]; В теше нос бы не замерз |нозбы|; Такие уродливые очки на нос бы я не надел |нан-ьзбы[; Руки стынут, нос же пока не мерзнет (нбжжы*); На нос же эти очки не наденешь |нанъжжы']; Носы у вас посинели... [насы]. Здесь зву- ковые отрезки, очень различные по звучанию: (нос) (нъе) — [ноз] — |нъз) — (нож) — (нъж) — I Нас I — оцениваются нами как одно и то же слово. Различия в звучании не мешают этому отождествлению. Наоборот, в предложениях Нос у него длинный и Нож у него длинный — различие в звуках признается существенным: нос и нож не признаются одним словом. Почему же происходит отождествление? Хочется от- ветить: потому что в первом случае значение было одно и то же. Но этот ответ неверен. Равенства по значению недостаточно, чтобы признать слова (или их части: кор- ни и т. л) тождественными. В глаголе идти, иду, шёл ид- и шё- имеют одно зна- чение. Это корни одного глагола, но разные корни, мы их не отождествляем. Объясняют так: здесь налицо суп- плетивизм. т. е. глагол идти имеет в настоящем и про- шедшем времени разные корни (принадлежащие, од- нако, одному глаголу). Итак, тождества по значению недостаточно, чтобы отождествлять разные языковые единицы. Другой пример: станка и забастовка —- слова с оди- наковым значением, но они не признаются тем же самым словом. Единство, тождественность значения не являет- ся достаточным условием дли того, чтобы две единицы (в разных высказываниях) считать неким тождеством. В самих звуках, когда говорим: нос |нос)... на нос [нъс]... на носу (нас) ... нос же |нож|есть что-то, что позволяет нам видеть в этих отрезках одну и ту же единицу. Звуки разные, но почему-то мы не обращаем внимания на их различия. Что-то нам позволяет заклю- чить: это одно и то же слово, хотя в разных его звуковых воплощениях. А в случаях иду — шел нет достаточных оснований, чтобы считать корень одним и тем же. Звуки, которые позиционно череду- ются, в системе языка оцениваются как тождество, как одна и та же единица. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ Что называется позиционным чередованием звуко- вых единиц? Когда можно утверждать, что звуковые единицы позиционно чередуются? Будем исходить из понятия чередования. Чередова- ние всегда обнаруживается в составе определенной мор- фемы. Если одна и та же морфема в разных словах (или в разных формах одного слова) имеет частично неоди- наковый звуковой состав, то налицо чередование. Крутить — кручу. Формы одного глагола, у них один корень; значение его в этих двух формах одинаково; звуковой состав тоже частично одинаков: есть общаи часть кру-, но последний звук этого корня в одной форме [т'1. в другой [ч'1 Это и есть чередование. Чередование в корне крут-/круч- отражено на пи- сьме. Но есть чередования, в написаниях слов не запе- чатленные. Например, орфография не отражает чере- дование в формах слов моро[с] —моро\ъ\ьс, но все равно это — чередование. Позиция — условие произношения звуков. Есть, на- пример, такие позиции: гласные — пол ударением, в бе- зударном слоге после мягкого согласного, перед |л), перед паузой, согласные — на конце слова, перед |э), перед мягким зубным, после сонорного согласного. Каж- дый звук в слове находится в какой-либо позиции. Некоторые чередования обусловлены позицией, и они называются позиционными. Например, мена [з| на (с] происходит на конце слова перед паузой. Действительно: моро |з]ы — моро (с), расска (з) ы — расска[с|, ро\ъ\а — ро(с|. ва[з]л — ««(с); черно- гла (з| а — черногла |с), чума (з) ый — чума (с), си (з) - ый — си (с]; погря (з| ла — погря (с!, замер [з| ла — ла- *гр|с|, обле\ъ\ли — о6ле[е\, заведующий хо(з'| яйст- вом — завхо (с), Камский авто|з| авод — КамА |с), высшее учебное (з|аведение— яу|с|. Нет слова, нет формы слова, в которых [з|, попав на конец слова, не заменялся бы глухим (е). Сама по себе, с чисто акустической или артикуля- ционной стороны, пауза вовсе не требует, чтобы шумный согласный перед нею был глухим. Есть много языков (украинский, сербскохорватский, французский, англий- ский), где конечный шумный остается звонким. Чередо- вание обусловлено не акустической или артикуляцион- ной природой звука, а законами данного языка. На основании чего мы заключаем, что чередование позиционно? Может быть, мы принимаем во внимание артикуляционную и акустическую наглядность взаимо- действия звуков? Например, зубной перед мягким зуб- ным сам должен быть мягким (в русском литературном языке), ср.: хвост — хво |с'] тище. куст — к у (с'| тистый, отпускать — отпу (с") тить и т. д. Но мнение о необходимости наглядно-очевидного уподобления звуков друг другу — неверно. Для того, чтобы признать закономерность позиционного чередова- ния, звуковое сходство необязательно. Как частный случай оно возможно, но именно как частный. Есть слу- чаи. когда фонетическое чередование является живым, действующим, позиционным, но сходства между звука- ми, вступившими во взаимодействие, нет. Пример. В русском литературном языке |о| (удар- ный гласный) в первом предударном слоге после твер- дого согласного заменяется гласным (а|: новый — но- вее. дом — дома, стой — стоять и т. д. Чередование по- зиционно. Однако никакой акустической необходимости в таком чередовании нет. Нельзя даже сказать, что [о| заменяется в безударном слоге звуком [а|, потому что (а] артнкуляцнонно слабее, чем |о) (это объяснило бы, почему в слабых безударных слогах уместно иметь |а)). Напротив, |а) требует большего раствора ротовой по- лости, т. е. более энергичной артикуляции. Вообще представлять (в качестве общего закона) причину звукового чередования в том, что один звук требует акустического или артикуляционного приспо- собления к себе другого звука, большое заблуждение. Итак, о том, что позиция требует определенного чередо- вания, догадаться по акустическо-артикуляцнонной сущности звуков нельзя. По какому же надежному признаку можно отделить позиционные чередования от непознционных? Только по одному: позиционные чередования не знают исключе- ний. Если появляется позиция N2 вместо N1, то всегда происходит мена звука « на звук 0; естественно причи- ной мены считать позицию N3. Напротив, если позиция N2 в одних словах сопро- вождается появлением р (вместо а), а в других не со- провождается (а остается без замены), то позицию N2 нельзя рассматривать как причину чередования а||р. Не она его обусловливает. Поэтому чередование, которое знает исключение, не является позиционным. Следовательно, позиционное чередование может быть объяснено двояко: это чередование, которое осу- ществляется в данной языковой системе без исключе- ния; это чередование, обусловленное позицией. Оба оп- ределения тождественны по своей сути. Находиться в позиционном чередовании могут раз- ные звуки, имеющие совершенно непохожие характе- ристики. Например, чередуются |о) (гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный) и [а| (глас- ный нижнего подъема, среднего ряда, нслабиализован- ный). Значительные качественные различия не мешают им быть чередующимися звуками (табл. 4).